«Закаливание
детей дошкольного возраста»
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым,
закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы
– воздух, солнце, воду. Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху,
холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности. Необходимо
помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том
случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением
всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка. Нужно
знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают
чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать
закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были
достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности
ребёнка, его настроение.
2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в
зависимости от сезона и погоды.
3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Существуют 3 основных способа закаливания детей:
1. Закаливание воздухом.
2. Закаливание водой.
3. Закаливание солнцем.
И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике
после сна. Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время
года при одностороннем проветривании. В холодную погоду (зимой) – при закрытых
окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе. Если
дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их
оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и
зимой.
Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных
гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым,
необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату,
температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов. Постепенно
приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при
угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка,
допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут
до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной
температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в
саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней
климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе,
но при отсутствии ветра. Благодаря прогулкам и правильно организованному
дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.Летом, в
тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и
дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут
ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны
он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время
ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала
третьего года жизни. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё
время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава)
не только летом, но и зимой.
Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть
кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему
обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов,
через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не
достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды –
35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22
градусов.
Умывание.
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть
груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана.
Обтирание.
Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание
проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой
нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от
пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности:
сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину.
Обливание.
Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша
(ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать
правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание
продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка
лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность
тела.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая
процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов).
Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не
допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом,
игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом
ребёнка от ветра.
Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной
деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы
дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на
подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать
спокойно. Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку
со световоздушных ванн в тени деревьев.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку
со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей
перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в
течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при
появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной
игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные
ванны становятся более продолжительными.
Желаем вам не болеть и посещать детский сад!
Консультация для родителей «Активный детский отдых зимой»
Зимой,
как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе. Активный
отдых в это важная составляющая переохлаждений и заболеваний – ребенку
необходимо двигаться, для чего нужна удобная (не стесняющая движений) одежда и
обувь.
Для
зимних спортивных упражнений детям предоставляют лыжи, коньки, санки.
Лыжи предлагают малышу уже с 3-х лет. Высота лыж: малышу -
до локтя поднятой вверх руки, более старшему ребенку - по поднятой вверх руке
без учета кисти. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки с широким
носком и двойным языком, на 1-2 размера больше, чтобы можно было надеть две
пары носков. Лыжи (если деревянные) не должны иметь сучков, трещин,
шероховатостей на скользящей поверхности. Крепление у младших детей мягкое
(сзади - резиновая петля). У старших дошкольников крепление полужесткое.
Младшие учатся ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, дети
старших групп ходят переменным двушажным ходом с палками, поднимаются на горку
«лесенкой», «елочкой», спускаются с горки, ходят по пересеченной местности.
Коньки
с ботинками дают детям с 5-ти
лет. В местностях с теплым климатом шире используются роликовые коньки.
Санки. Общеизвестное зимнее развлечение детей с самого младшего
возраста. Ребенок может всю прогулку увлеченно заниматься только одними
санками, не только кататься с горки, но и бегать с ними, толкать, возить
кого-либо и др.
Детям
полезно и доставляет удовольствие покататься на качелях, каталках, каруселях.
Старших дошкольников можно обучить играть в хоккей. Для хоккея нужны клюшки
(длина 60-70 см) и шайбы пластмассовые, резиновые (диаметр 5-6 см, высота 2-2,5
см, масса 50-70 г). Дети учатся передавать мяч (шайбу) друг другу в парах,
забрасывать в ворота, ударяя по мячу (шайбе) с места и после ведения. Можно
организовать метание снежков в цель, лазание по лесенкам-стремянкам и горкам,
лепку снеговиков и разные постройки из снега.
Игра - это основной вид деятельности ребенка. Необходимо дать
возможность ребёнку поиграть в "другую жизнь", поиграть в
своеобразном театре, где сам он и актер, и режиссер, и постановщик, развивающий
свою пьесу в зависимости от смены декораций. В какие игры можно поиграть зимой?
Зимушка-зима пришла!
Ребятишки
разбегаются по игровой площадке и прячутся за теми предметами, которые на ней
есть (снеговики, горки, качели, снежные валы и т.п.). Когда взрослый произнесет
слова: «Сегодня светит солнышко, тепло, можно идти гулять», то дети должны
выбежать из своих «домиков» и начать играть на площадке. А со словами
взрослого: «Стало холодно! Зимушка-зима пришла!», все разбегаются по своим
местам, где прятались.
Заморожу! Берегитесь!
Участники
этого развлечения собираются на одной стороне игровой площадки. Когда взрослый
произносит: «Берегитесь, убегайте, а то догоню и всех заморожу!», ребятишки
начинают убегать на противоположную сторону площадки, чтобы спрятаться в
«домике».
Ветер и снежинки.
Заранее
сообщите детям, что в этой игре они будут маленькими снежинками. Дети берутся
за руки, образуя кружок. Со словами взрослого: «Ветер дует сильный-сильный!
Разлетайтесь, снежинки!», ребятишки разбегаются в разные стороны, расправляют
ручки в стороны, кружатся, покачиваются. Как только взрослый говорит: «Ветер
утих! Собирайтесь снова в кружок, маленькие снежинки!», дети сбегаются и снова
берутся за руки, образуя круг.
Отыщи Снегурочку!
Возьмите
куклу и нарядите ее Снегурочкой. Спрячьте ее на игровой площадке, чтобы никто
не видел. Когда дети выйдут на прогулку, расскажите им историю про Снегурочку,
которая обещала прийти сегодня к ним в гости, чтобы поиграть и повеселиться
вместе. И, скорее всего, она уже пришла, но спряталась, чтобы ребятишки ее
поискали. Когда дети найдут Снегурочку, пусть посадят ее в центр
круга
и водят хороводы, а также танцуют вместе со Снегурочкой.
Лиса и цыплята.
С
помощью считалочки выберите, кто будет лисичкой. Остальные ребята будут
цыплятами. Дети забираются на снежный вал и присаживаются, изображая цыплят на
жердочке. На другой стороне площадки в норке живет лиса. «Цыплята» разбегаются
по площадке, клюют зернышки, пищат. Взрослый говорит: «Лиса крадется!».
«Цыплята» убегают, прячутся в курятнике, присаживаются и стараются затаиться.
Лисичка хватает того цыпленка, который не успел спрятаться.
Зайчик беленький сидит.
Участвующие
в игре детки бегают по площадке. Словно зайчики играют на полянке, а потом
садятся на корточки. Взрослый вместе с ребятами начинает читать стихотворение:
Зайка
беленький сидит и ушами шевелит.
Вот
так, вот так он ушами шевелит. Дети прижимают руки к голове и начинают шевелить
ими, словно ушки у зайчика. Взрослый продолжает:
Зайке
холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп, надо лапочки погреть. Ребятишки поднимаются и хлопают в ладоши, а
потом, скрестив руки, начинают хлопать себя по плечам, делая вид, что греются.
Зайке
холодно стоять, надо зайке поскакать.
Прыг-скок,
прыг-скок, надо зайке поскакать. После этих слов дети подпрыгивают на месте на
двух ногах. В конце взрослый произносит:
Волчонок
зайку испугал.
Зайчик
прыг… и ускакал! Пугает детей, изображая волка, они разбегаются по площадке в
разные стороны.
Снежинки – пушинки.
Участвующие
в игре ходят кругом возле снеговика, одновременно поворачиваясь вокруг себя.
Через некоторый промежуток времени меняют направление движения в обратную сторону.
Взрослый произносит: «Снежинки-пушинки, летая, притомились, кружиться
перестали, присели отдохнуть». Участники данной забавы останавливаются и
приседают. Немного отдохнув, продолжают игру.
Праздничный пирог.
Придавая
снегу необходимую форму, уплотняя его лопаткой, ребятишки готовят большой
праздничный пирог. Он может быть любой формы, все зависит от их фантазии. Пирог
украшают льдинками и другими подручными материалами (веточками, ягодами рябины
и т.п.).
Конечно, вы можете придумать и свои
подвижные игры на свежем воздухе, достаточно только включить фантазию!
Нескучной зимой! Зимние игры на свежем воздухе. С приходом зимы у детей
начинается настоящее раздолье – ведь активные игры на свежем воздухе полезны не
только для физического здоровья малышей, но и для их эмоционального состояния.
Катания на санках, лепка снеговика, метание друг в друга снежков и другие
зимние игры на свежем воздухе заряжают малышей энергией, радостью и счастьем!
Поэтому зря многие родители боятся лишний раз выпускать ребенка на улицу,
опасаясь, что он простудится или подхватит какой-нибудь вирус. На самом деле
морозный воздух – лучшее лекарство от всяких хворей и прекрасное средство для
укрепления всех систем организма. Достаточно лишь одеть малыша в теплую и
удобную одежду, которая не стесняет его движений – и вперед, к новым
свершениям! Какие же зимние игры на свежем воздухе обрадуют Вашего малыша
больше всего?
Зимние игры на свежем воздухе с санками
1.
«Попрыгунчики»
Количество
играющих в эту игру не ограничено. Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером и
более. Дети должны встать каждый возле своих санок и по команде взрослого
начать подпрыгивать возле них на обеих ногах, постепенно продвигаясь от конца
санок в их начало и наоборот.
2.
«Поезд из санок»
Для
этой игры нужно побольше играющих – около 7-8 человек. Суть ее в том, что между
собой связываются 3-4 санок, на них садятся дети, а другие – ребята постарше
или взрослые – везут этот «поезд», катая малышей. Кроме того, дети одного
возраста могут катать друг друга или двое детей везти «поезд» из двух связанных
между собой санок, в которых сидят другие двое. Возить друг друга нужно по
очереди, попеременно меняясь местами. Эта зимняя игра на свежем воздухе очень
хороша для больших групп детей.
3.
«Оленьи упряжки»
Это
забава с элементами сюжетно-ролевой игры. Для нее достаточно двух детей, один
из которых будет оленем, а другой – пассажиром. Для ребенка, изображающего
оленя, заранее изготавливаются картонные рога и прикрепляются к шапке. К санкам
привязываются две веревки – одна для управления «оленем», другая – для
закрепления на поясе «оленя», чтобы он вез санки.
4.
«Тройка»
Для
этой игры, в которой также прослеживаются сюжетно-ролевые элементы, нужно
пятеро детей. Заранее нужно изготовить дугу с бубенцами из картона или веток, и
вожжи из веревки. Трое детей «впрягаются» под дугу, а двое садятся в санки.
Сидящий спереди держит вожжи и управляет «тройкой». Через некоторое время дети
меняются местами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий