Слаженность в работе - залог хорошего
результата, данное правило действует в любом
коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и
специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и
обучения детей.
Так,
эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре
и воспитателя. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного
процесса в дошкольном учреждении, является
рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя
и инструктора по физической
культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально. Так, в разделе "Организация режима пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной
программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия педагогов, специалистов и
воспитателей.
Особого
внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической
культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется
использовать следующие формы двигательной деятельности:
·
утренняя
гимнастика;
·
занятия
физической культурой в помещении и на воздухе;
·
физкультурные
минутки;
·
подвижные
игры;
·
спортивные
упражнения;
·
ритмическая
гимнастика;
Перечисленные
формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач
осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и
непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При
этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее
время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической
культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по
физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует
на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему.
Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по
физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие
дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как
показывает практика, многие воспитатели не знают,
чем они могут быть полезны в процессе проведения
физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между
тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и
взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат
и достижение таких целей, как повышение
двигательной активности детей,
формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального
настроя.
Если
использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми
дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия
должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре
должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга,
обсудить организационные моменты.
Конечно,
организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать
инструктору по физической культуре,
осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения
упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с
ослабленными детьми.
К педагогу
предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это
позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет
включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.
Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может
вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды
ходьбы и бега.
В основной
части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих
упражнений дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической
культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и
технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание
индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь
ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное
движение.
Если дети
выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической
культуре контролирует правильность выполнения упражнений
в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может
помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его
после выполнения детьми упражнений.
Как
известно, существуют разные способы организации детей во время проведения
занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный,
круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также
могут быть распределены.
При
фронтальном способе одинаковые для всех упражнения
выполняются сразу всеми детьми. И специалист,
и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой
дошкольников.
При
групповом способе организации дети распределяются
на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по
физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный
способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся
самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет
обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и
воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на
помощь в нужный момент.
При
организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и
инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность
выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная
индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо
расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.
Во время
проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре,
должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если
они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях
улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние
на повышение уровня их двигательной активности.
В
заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом
итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло
мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по
физической культуре и воспитателя может быть следующим:
специалист
занимается с ослабленными детьми,
·
воспитатель
с остальными (и наоборот);
· специалист
занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с
остальными (и наоборот);
· специалист
проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию
в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной
деятельностью;
· специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям,
воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
· специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
· инструктор
по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения
освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Предложенные
варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей
и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной
деятельности по физическому развитию.
После
совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя
не заканчивается. Новые двигательные навыки
он закрепляет
С детьми при
проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя
рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует
индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала,
активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для
совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с
инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ
развивающую двигательную среду, при этом
учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь
инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по
различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения
для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать
игры на прогулке, а также деятельность воспитанников в группе и на прогулке;
оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности
детей в семье.
В качестве
примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором
по физической культуре и воспитателем в
ходе классического занятия физической культурой с детьми старшей
группы.
При
организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых
мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической
культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из
нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и
обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление
площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.),
проведения и подведения итогов.
Возглавлять
подготовительную работу может инструктор
по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на
каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за
подготовку одного из них.
Пока
инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача
воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их
инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками
мероприятия.
Основная
часть праздника, направленная на решение
его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным
содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это
является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый
характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа
воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать
музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут
выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с
детьми, стимулировать активность родителей.
Такой подход
к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам
возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество,
что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Если в целях
оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается
комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо
взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника
ДОУ.
Еще одним
примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя
является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится
к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и
маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.
Таким
образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую
зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и
всего педагогического коллектива.
Только
совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать
на положительные результаты своего труда.
Примерное
распределение обязанностей
между инструктором по физической культуре и воспитателем
в ходе образовательной деятельности по физической культуре с детьми
средней группы
Задачи:
Ø упражнение
детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге
продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони;
подбрасывании мяча вверх;
Ø
развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной
площади опоры.
Предварительная
работа:
Ø ознакомление
воспитателя с содержанием и программными задачами;
Ø обсуждение
организационных моментов;
Ø
разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".
Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.
Часть 1.
Построение в
шеренгу, проверка осанки и равнения.
Перестроение
в колонну по одному (прыжком).
Ходьба с
высоким подниманием колен, руки на поясе.
Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на
правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена:
подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.
Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.
Бег в
колонне по одному.
(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)
Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с
детьми: руки согнуты в локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в
движении.
Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у
отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных
детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель
выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.
Часть 2.
Общеразвивающие
упражнения.
Инструктор по физической культуре объясняет и показывает
воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям,
нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение,
исправляет неверно выполненное
движение.
И. п. - основная стойка, руки на пояс;
- правую ногу назад на носок, руки за голову; ,
- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
и. п. -
стойка: ноги врозь, руки на пояс;
- поворот
вправо, правую руку вправо;
- вернуться
в исходное положение. То же влево.
И. п. -
основная стойка, руки вдоль туловища;
1 - выпад
правой ногой вперед;
2-3 -
пружинистые покачивания;
4 -
вернуться в исходное положение. То же левой ногой.
И. п. -
стойка на коленях, руки на пояс;
1-2 -
медленным движением сесть на правое бедро, руки вынести вперед;
3-4 -
вернуться в исходное положение. То же влево.
И. п.-
стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;
- руки в
стороны;
- наклон
вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги;
-
выпрямиться, руки в стороны;
- вернуться
в исходное положение. То же к правой ноге.
И. п. -
основная стойка, руки вдоль туловища.
1-8 - прыжки
на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке сменить положение ног.
9 - пауза и
снова прыжки (3-4 раза).
Инструктор
по физической культуре
выполняет упражнение в прыжках вместе с детьми.
Воспитатель следит за внешними признаками
утомления, при проявлении которых у отдельных воспитанников предлагает им
перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по
медицинским показаниям запрещены прыжки, выполняете ними ходьбу на месте.
Основные
виды движений.
Инструктор
по физической культуре
вместе с воспитателем ставит две гимнастические скамейки параллельно друг
другу и в метре от них вдоль зала (площадки) кладет два каната. Дети
перестраиваются в две колонны по одному и поочередно выполняют упражнение в
ползании, а затем в равновесии. После выполнения данных упражнений инструктор
по физической культуре вместе с воспитателем убирают оборудование.
Ползание по
гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)
Инструктор
по физической культуре
объясняет и показывает детям упражнение. Контролирует правильность его
выполнения. Обеспечивает страховку.
Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс,
голову и
спину держать прямо (2-3 раза)
Воспитатель
контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей,
Бросок мяча
вверх двумя руками и его ловля.
Броски мяча
вверх и его ловля с хлопком в ладоши 10-15 раз)
По сигналу инструктора
по физической культуре дети перестраиваются в колонну по одному и, проходя
мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются свободно по всему
залу. Специалист объясняет и показывает им упражнение. Каждого ребенка
обучает индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками.
Воспитатель занимается с оставшейся группой
детей.
Подвижная
игра "Мы весёлые ребята".
Инструктор
по физической культуре
сообщает воспитанникам название игры, показывает место расположения ведущих,
играющих и разметку площадки.
Воспитатель может назначить ведущего и помочь
разместить играющих по местам.
Далее инструктор
по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и остановке
игры, за какие нарушения правил, игроки выбывают из игры, объясняет правила
выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и
действиями детей.
Воспитатель на первом этапе разучивания игры
берет на себя роль ловишки, а на последующих принимает активное участие в
игре, вступает в эмоциональное речевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и
т. д.). Следит за соблюдением правил.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне
площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая
черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие (хором):
Мы, веселые
ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три -лови!
После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а
ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот
пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну
перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4
раза. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем
подводят итог игры:
отмечают
детей, не нарушающих правил игры;
обращают
внимание на их ловкость, быстроту, черты характера, товарищество,
сообразительность и т. д.
Часть 3.
Ходьба в
колонне по одному.
Инструктор
по физической культуре
ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий